Продвигаясь по узким улочкам города вдоль исторических зданий, оставшихся от генуэзцев и венецианцев, мы говорили о разном: с чего начать в чужой стране, чем заниматься, где применить свои знания. Ольга начала работать с Россией удаленно. Стали прилетать гости, знакомые, знакомые знакомых, и все просили показать, рассказать то, чего не скажут обычные экскурсоводы. И она стала помогать организовывать для них экскурсии, поездки по тем местам, которые интересны прежде всего самим туристам, иногда сами гости подбрасывают ей интересную тему — например, тему белой эмиграции в Стамбуле. В 1917–1920 годах Стамбул принял порядка 200 тысяч русских эмигрантов, среди которых были военные, аристократы и интеллигенция. Город создал условия, позволившие цветку русской культуры быстро раскрыться и… так же быстро увянуть. Мы шли в тот самый район белой эмиграции, где жили и работали барон Петр Врангель, писатель Аркадий Аверченко, артист Александр Вертинский, писатель Иван Бунин, семья Холодных, где печатались русские публицисты и литераторы, выступали отечественные певцы и актеры, посмотрели, где и как зарабатывали на жизнь эмигранты. На самом деле стамбульская история практически нигде не освещена. А ведь было три волны эмиграции, которые породила гуманитарная катастрофа: после Первой мировой войны, после революции, после Гражданской войны. Естественно, люди массово начали покидать страну, и, как правило, покидали именно те, у кого были и статус, и образование… Первая волна была в 1919 году, уезжали, как правило, аристократы, те, которые добирались в Париж через Стамбул. Вторая волна — это начало 1920 года, когда большевики захватили Одессу. Этот период стали называть «деникинским», потому что сам Деникин тогда отплывал на этих кораблях. Были разные сословия — как богатые, так и неимущие, они все погрузились на корабли и приплыли в Стамбул. Расселение происходило именно в тех местах и на тех улицах, по которым мы с Ольгой ходили. Третья волна была самой многочисленной. Это уже конец 1920 года, ноябрь, когда большевики захватили Крым. Это была организованная эвакуация. Фильм «Бег» наглядно показывает все этапы происходящего в то время. Булгаков тоже писал об этом, но сам Булгаков в Стамбуле не был, а была его жена, со слов которой он впоследствии все отразил в романе «Белая гвардия». «На самом деле корабли были забиты людьми просто "под завязку". Там не было места ни стоять, ни сидеть, и когда они прибыли в Стамбул и увидели купола церквей на крышах домов (как раз там, куда мы шли вместе с Ольгой. — Прим. авт.), для них это был как некий знак. Эти подворья представляют собой жилые помещения, а наверху — церкви христианские».