Лагерь военнопленных, расстрелы и радиоактивное производство. Богданке — 70 лет

Константин Голодяев и «Деловой квартал»: проект «Место с историей».
Автор фото: Роман Барников. Иллюстрация: nsk.dk.ru
Новый рассказ в цикле «Место с историей» посвящен улице Богдана Хмельницкого. Что там было задолго до строительства одной из самых красивых улиц Новосибирска?
В мае отмечает 70-летие одна из самых красивых улиц Новосибирска — Богдана Хмельницкого. Мы решили присоединиться к празднованию — прогуляться вглубь ее истории и по знаменательным местам.
Ул. Б. Хмельницкого, 94. 2019. Фото автора
Возможно, у каждого из нас самая красивая улица — это наша «родная» (что совсем неплохо), и, конечно же, каждый по-всякому называет улицу Богдана Хмельницкого — в ходу и Богданка, и Богдашка. Это тоже нестрашно, помните пословицу: «Хоть горшком назови, только в печь не ставь». Не будем углубляться сегодня в правила русского языка, отметим лишь, что коренным жителям этой улицы привычнее и приятнее — «Богданка». Так ее называли всем известные директор НЗХК Павел Власов, хоккеист Виталий Стаин, архитектор Геннадий Арбатский и др.
Впервые жилой поселок с названием «Красный» появился на карте Новосибирска еще 100 лет назад. В 1926 г. в нем насчитывалось лишь четыре двора и проживало 16 человек (9 мужчин и 7 женщин).

Рядом протекал ручей Сухой лог, чей лесной овраг использовался для захоронения расстрелянных врагов Советской власти. Но тогда стреляли везде, а тут за городской окраиной никаких строений не было — удобно.
Далее, северо-восточнее, были земли Верхне-Ельцовской лесной дачи, от которой сегодня остался зеленый кусочек в виде парка «Сосновый бор» и поймы ручья «Сухой лог», а в начале 1930-х находились поля учхоза №1 СибКрайСоюза и совхоза «Спартак», о котором мы рассказывали в апреле. В военном 1942-м участок был передан Сибирскому военному округу — там размещались разные склады, в т.ч. ГСМ и авиалеса для Чкаловского завода.
Автозавод
В конце 1930-х сюда начало заходить промышленное производство. Чуть южнее, около линии железной дороги, в 1939 г. было начато строительство моторостроительного завода № 335 наркомата авиапромышленности, но вскоре заморожено. В августе 1941 г. строительство было возобновлено со сроком ввода завода к 1 января 1943 г. Но ни трудовых, ни материальных ресурсов не хватало. Строительство перепрофилировали под завод №74 наркомата тракторной промышленности, потом под прядильно-ткацкий комбинат, с декабря 1944 г. площадку вновь отдали под 335 завод, но после войны возвели автомобильный.
Фрагмент плана г. Новосибирска. 1940-е гг. Публикуется впервые.
Приказ о его строительстве 8 сентября 1945 г. подписал глава страны И.В.Сталин. В Новосибирске должны были собирать приспособленные для Сибири автомобили УльЗиС, предполагаемые к выпуску на Ульяновском автозаводе. За три года завод был построен, и даже успел выпустить два вручную собранных образца дизельного автомобиля НАЗ-253 грузоподъемностью четыре тонны. Это отдельная интересная история промышленности Новосибирска.
Автомобиль Новосибирского автомобильного завода. (automediapro.ru)
Активное участие в возведении корпусов предприятий, прокладке автодорог и коммуникаций принимали военнопленные. Первый эшелон с ними прибыл в Новосибирск 19 сентября 1944 г.

Еще летом на северной окраине для них был построен лагерь, получивший № 199, который просуществовал до 1948 г. Летом 1945 г., в соответствии с соглашениями Ялтинской конференции, в СССР приступили к репатриации пленных (за исключением военных преступников). Отпускали сначала тех, кто не мог работать — больных, старых. К концу 1948 г. всех военнопленных вернули на родину, и лагерь № 199 был закрыт, точнее перепрофилирован — сегодня его территорию занимает исправительная колония № 8.
В 1947 г. для нужд автозавода и завода им. Чкалова началось строительство ТЭЦ-4. Первый вариант размещения энергостанции был как раз на месте сегодняшних жилых домов в 30-м квартале Богданки: улицы 25 лет Октября-Невского-Театральная, но потом построили рядом с лагерем.
ТЭЦ-4. 1980-е. (bsk.nios.ru)
Атомный проект
Интересы страны требовали создания завода по переработке урановой руды. Крупнейшим городом на пересечении Транссиба и дороги на Семипалатинский полигон был Новосибирск, и 25 сентября 1948 г. постановлением Совета Министров СССР все здания и сооружения промплощадки автозавода и его жилых кварталов были переданы Первому главному управлению при Совете Министров СССР. Новосибирский автозавод выехал в Минск и влился строящийся МАЗ, а у нас был основан новый секретный металлургический завод №250, или почтовый ящик №80 производительностью 500 условных единиц металла в год, и сегодня являющийся районообразующим предприятием — Новосибирский завод химконцентратов (НЗХК).

В ночь на 2 февраля 1951 г. на 80-м «ящике» загружается для плавки первый металл — начался выпуск урана, который поначалу выплавляли в открытых тиглях. С точки зрения механизации и контроля это было первобытные производство — рабочие по колено ходили «в продукте».

Ветераны НЗХК оставили много ярких воспоминаний. В. Ф. Новинский описывает картину возле заводоуправления в 1951 г.: «Вокруг — строительные зоны. Железная дорога проходит прямо вдоль улицы. В утреннее и вечернее время по ней шли под усиленным конвоем длинные колонны заключенных».

Другой ветеран, краевед Б. Н. Антипенко, со слов матери, работавшей в то время на п/я 53 (организация, специально образованная для строительства атомного завода и его жилого городка, хорошо известная нам как «Сибакадемстрой»), рассказывает, что в 1953 г., после смерти Сталина, в лагере произошел бунт. Вольнонаемных с территории немедленно вывели, после чего дело завершали пулеметы…

Проходная завода НЗХК. 1960-е. (nsk-kraeved.ru)
В районе нынешней остановки транспорта «поселок Спартак» размещался военный городок со строительным отрядом, клубом «Дружба», складом радиоактивного сырья, дальше убегала на восток, в «хвост» технологическая дорога, проложенная вдоль пульпопровода отходов, ставшая ныне Восточным шоссе.
Хвостохранилище завода НЗХК. 2000-е. Фото Н. Енина
Транспорт
Переходной мостик через овраг Сухого лога, разделяющий Красную горку с улицей Дуси Ковальчук, был построен еще в 1946 г., во многом усилиями самих жителей, а транспортная связь осуществлялась с улицы Жданова (ныне Авиастроителей), по Учительской и 25 лет Октября. В 1946 г. для связи автозавода с Каменским шоссе (ныне пр. Дзержинского) планировалась построить путепровод через Транссиб с двухпутным трамвайным движением, который мы знаем сейчас как «горбатый мост» (в войну однопутный трамвай №5 ходил от завода им. Чкалова только до железной дороги и обратно), но его реализация затянулась на десяток лет.
Перекресток ул. Б. Хмельницкого и Учительской. 1963 г. (nsk-kraeved.ru)
Перекресток ул. Б. Хмельницкого и Учительской. 2015 г. (gorod-nsk.ru)
Во время распутицы транспорту даже к заводу пробиться было сложно. А. А. Павлов вспоминал: «Дороги от той точки, которую сегодня называем Учительской, до завода тогда не существовало. Существовало болото — прорва, которая поглощала все, что туда кидали.

Каждый год дорогу строили заново, и каждый год после зимы она неизвестно куда уплывала».
Газета «Советская Сибирь» в 1950 г. также пишет: «Из-за отсутствия моста через Ельцовку жители не могут завезти топливо, пользоваться автотранспортом. Был небольшой мостик, но весной его снесла вода. То же случилось и с незаконченным новым мостом. Для связи с центром города необходимо восстановить трамвайную линию пятого маршрута и связать ее с линией маршрута № 7».

Из-за песчаных и супесчаных грунтов дорожное полотно улицы строилось тяжело, булыжную мостовую часто приходилось перекладывать. Перешли на другую технологию — сначала укладывалось железобетонное покрытие, и только после его фиксации можно было асфальтировать.
Красная горка. Благоустройство трамвайных путей. 1950-е. (газета «Советская Сибирь»)
В 1953 г. запущен первый блок ТЭЦ-4. Тогда же наконец-то была построена капитальная дамба через Сухой Лог, и в 1954-м по улице побежали пассажирский автобус и трамвай до пл. Калинина — легендарная «пятерочка». К 1958 г. наконец-то открыли движение и по «горбатому мосту».

Но любое производство немыслимо без людей, а им нужно где-то жить, учиться, отдыхать. И вот, в 1946 г. на карте, в междуречье 1-й Ельцовки и Сухого лога появился новый объект «Жилплощадка». Здесь, на 29 и 30-м кварталах (улицы 25 лет Октября/Театральная), в 1947-м и началось первое жилое строительство.
Но об этом — в следующий раз.
Легенда Богданки, трамвай № 5 в современном приспособлении. 2020-е г. Фото О. Крицкой
Научный сотрудник Музея Новосибирска Константин Голодяев

Источник статьи и иллюстраций: DK.RU