Бензин был нужен для авиации, а в Сибири тайги много — водитель по пути дровишек подрубит, в печку автомобиля покидает — и снова в путь, на несколько километров хватит. У нас в городе до этого уже был успешный опыт строительства газогенераторных речных катеров — на судоремонтном заводе в Затоне.
Сроком запуска предприятия был определен 1942 г. Ближайшие планы строительства в городе автомобильного завода отмечал в письме И.В. Сталину от 21 сентября 1940 г. и секретарь Новосибирского Обкома ВКП(б) Г.Н. Пуговкин. Но — война, стало не до этого.
Уже после 26 августа 1945 г. выходит Постановление Государственного комитета обороны «О восстановлении и развитии автомобильной промышленности», согласно которому, помимо реконструкции действующих автопроизводств, предписано строительство новых — в Днепропетровске, Кутаиси, Одессе, Львове и Новосибирске с выходом с 1950 г. на уровень производства полумиллиона машин в год.
Мы уже
вкратце описывали, как в 1930-1940 гг. на северной окраине Новосибирска пытались строиться моторостроительный завод наркомата авиапромышленности, завод танковых дизелей наркомата тракторной промышленности, прядильно-ткацкий комбинат, но в результате после войны строительную площадку отдали под автомобильный завод. 8 сентября принимается совместный приказ наркоматов авиапромышленности и среднего машиностроения СССР № 368 с/350 о передаче площадки завода №335 НКАП автостроителям для начала срочного (в три года) строительства Новосибирского автозавода. В тот же день этот приказ подписал И.В. Сталин.
А 3 октября 1945 г. выходит постановление СНК СССР о начале строительства Новосибирского автозавода — «НАЗ» (п/я 106). Этот день считается датой рождения нового завода. К выпуску в Новосибирске был предложен грузовик нового поколения, созданный в 1943-1944 гг. на заводе опытных конструкций научного автотракторного института (ныне НАМИ).