«Культура — это наша общая возможность быть человеком»

Юлия Шуклина, Министр культуры НСО.
Юлия Шуклина, Министр культуры НСО
Министр культуры Новосибирской области Юлия Константиновна Шуклина в интервью подробно рассказала о своей работе за год на посту, обозначив ключевые задачи министерства. Она подчеркнула важность долгосрочного подхода к культуре, роль музеев, театров и библиотек, а также актуальные проекты, включая культурные фестивали и инициативы по вовлечению разных аудиторий, в том числе молодежи и жителей малых городов области. Кроме того, Юлия Константиновна поделилась своими профессиональными взглядами, историей археологического образования и объяснила взаимодействие министерства с бизнесом и властями, а также затронула вопросы сохранения культурного наследия и развития городской инфраструктуры. В завершение она обратилась к новосибирцам с призывом гордиться своим городом и верить в его потенциал, отмечая особую теплоту и ответственность жителей Сибири.
Я предупреждаю своих новых сотрудников: чтобы вас стали узнавать, нужно минимум 30 лет работы. И мне так говорили, когда мне было 22. У нас такая профессия, которая только через 25–30 лет дарует... даже не популярность, не известность… а доверие и авторитет. Это достигается качественной ежедневной, ежегодной работой. Всем кажется, что еще должен быть талант? Безусловно. Но если вы основательно вкалываете, то и этого достаточно.
Строительство дома или серьезный ремонт квартиры —это длительный процесс. Причем с настоящей драматургией, с конфликтами, со столкновениями... И он должен быть интересным, и заказчик, и исполнитель должны нескучно прожить эти годы. Если же мы проживем их в серьезном несовпадении, в конфликте — зачем это все?! Как вы будете жить в доме, который вам сделал нелюбимый или не признанный вами архитектор?! Я всегда с заказчиком работаю как партнер. Я не их нанятый обслуживающий персонал. И они для меня не мешок с деньгами. Каждая стройка —новая задача, которую я хочу решать, мне ее интересно решать. Заказчики в некотором смысле —мой арсенал саморазвития.
— Насколько сложно было принять решение стать министром?
— Это решение было сложное и непростое, потому что я воспитана в традиции «то, что ты делаешь, — это твоя персональная ответственность». Я не привыкла свешивать ответственность ни на своих замов, ни на руководителей учреждения. Я понимала, что если я говорю «да», то я отвечаю за эту сферу от начала до самого конца. Это обозначает абсолютную, полную погруженность во все вопросы. Это гигантский объем. Если бы я была одна, наверное, мне было бы проще принять это решение, но так как у меня семья — мои прекрасные дети и замечательные родители, — то это решение было принято совместно, исходя из наших семейных традиций и правил. Я до сих пор, несмотря на свою занятость, исключительно сама готовлю еду, так как мои дети предпочитают домашнюю пищу. Поэтому это был вопрос очень серьезного решения не только с моей стороны, а со стороны моей семьи. Конечно, количество времени, которое мы проводим вместе, сократилось кратно, а количество задач, которые решаются дома, увеличилось кратно, но я очень благодарна моим близким за их поддержку и понимание, за их слова: «Мы любим тебя такую, какая ты есть, и, наверное, в нужное время Бог послал тебе это испытание». И я понимаю, что это, безусловно, испытание, а не награда. Это не просто больше задач, это качественно другая работа, совершенно иной уровень ответственности, с другим подходом, другим мышлением.

Смотреть видео интервью с Юлией Шуклиной
Читать интервью в электронной версии журнала Дорогой Новосибирск

Культура — это не только мероприятия, но и поле смыслов, ценностей и взаимодействий. Министерство поддерживает учреждения культуры, формирует стратегию развития и продвигает региональную культуру на федеральном и международном уровнях.

— Какой объем работы у Вас появился?
— Я многие годы занималась проектной деятельностью не только в музее, где я раньше работала, но и в коммерческих организациях, поэтому стараюсь следовать правилу проектировщика: «нужно есть слона по частям». В ситуации с моей должностью министра культуры, чтобы не потерять присутствие духа, я, образно говоря, делю слона на части, понимая, что за каждой частью стоит тот или другой пласт работы и задач. Культура — это очень большой и долгосрочный процесс, который не решается быстро. Это не разговор про то, что мы ставим себе календарные задачи на месяц или на год, — ни один процесс, который запускается в культуре, для того, чтобы стать органическим, не может быть быстрым. Мы шаг за шагом решаем конкретные задачи, чтобы продвигаться вперед, и уже во многом продвинулись. Культура — это огромное поле смыслов, взаимодействий и ценностей, в котором мы существуем. И наша задача как раз не выстраивать это поле — оно существует вне зависимости от того, хотим мы этого или не хотим, наша задача, с точки зрения Министерства культуры как учредителя, стратегически выстроить процессы деятельности каждого учреждения, чтобы на этом поле они поддерживали себя в очень хорошем информационном и содержательном тонусе, который человеку будет понятен. Я совершенно убеждена, что нет человека, который был бы не способен воспринять классическую музыку. Вопрос в том, что каждому человеку нужны для этого свой путь и свое время. А самый главный вопрос, который мы должны для себя поставить: а нужно ли нам, чтобы каждый человек слушал классическую музыку? Или сегодня нужно что-то другое? Новосибирск — это город сильнейших учреждений культуры. Это эффект колоссальной работы многих поколений сотрудников культуры. Это огромный репутационный запас, который у нас уже есть. Одна из задач, которая стоит передо мной и правительством Новосибирской области, губернатором, — в том числе создать узнаваемость региона в федеральной и международной повестке.
— Часто люди не до конца понимают, чем занимается Министерство культуры и за что Вы отвечаете лично. Можете объяснить простыми словами?
— На вопрос «Мама, а чем ты занимаешься на работе?» я не могу ответить даже своей дочке, но Вам попытаюсь. (Смеется.) Министерство культуры не ведет никаких проектов. Мы не создаем никакой контент, мы не продуктовый субъект. Наша задача — обеспечение деятельности. Мы занимаемся созданием условий для работы всех учреждений культуры на территории Новосибирской области, а именно: контролируем материально-техническое состояние, стратегическое планирование, создаем условия для работы. У нас есть стратегия развития культуры как на федеральном, так и на областном уровне. Мы формируем вектор движения, чтобы учреждения культуры реализовывали свои цели и поддерживали культурное поле нашего региона. Наша цель — чтобы каждый человек, приехавший на территорию Новосибирской области, получил полное впечатление о том, что такое культура Сибири, включая понятие истории Сибири, что принципиально важно для нас. Чем Сибирь отличается, почему Сибирь — это особая территория, и почему в Сибирь я хочу вернуться еще раз? Вот эти вещи для нас принципиально важны.
Нам очень повезло, мы с вами живем в Новосибирске, в Новосибирской области. Шире даже скажу, мы живем в России, в самой замечательной, самой красивой стране в мире. В моей работе для меня очень важны коммуникация и концепция гостеприимства. В краеведческом музее мы уже в 2012 году стали вводить в работу трек гостеприимства в музейной сфере, и только недавно это стало государственным трендом и сегодня является одной из государственных опорных точек в сфере культуры.
Министерство культуры НСО занимается не созданием контента, а организацией условий для работы учреждений культуры, контролирует материально-техническую базу, разрабатывает стратегию и способствует интеграции культуры во все сферы жизни региона.

— Вы прошли путь от педагогического университета до диссертации по археологии. Что для Вас археология?
— Большинство людей, наверное, представляет археологию по фильмам про Индиану Джонса или про Лару Крофт — расхитительницу гробниц, а археология — это совсем другое. Это очень системная наука, привлекающая тем, что в ней все стадии процессов понятны. Впервые побывав в экспедиции почти полгода, я узнала в деталях, что такое археологические исследования, как происходят мониторинг и поиск памятников. Я поняла, что эта наука для меня понятна и правильна, и экспедиционный формат жизни для меня важен не тем, что я умею готовить еду на двести пятьдесят человек, а тем, что это удивительная среда, в которой разговор идет на равных. Археология дала мне системное мышление и умение работать с большими объемами данных, что очень важно в управленческой деятельности. Археология — это наука с четкими методами реконструкции прошлого. Например, моя диссертация была посвящена классификации археологических гребней, что помогает датировать памятники и понимать древний мир. Наука, безусловно, тоже культура, потому что она базируется на общечеловеческих принципах. Цель науки в том, чтобы сделать завтрашний день иным.
Сегодня в Новосибирской области активно ведутся археологические исследования. У нас в подведомственном учреждении — Краеведческом музее с более чем пятидесятилетней историей экспедиций — недавно запустили проект «Открытая экспедиция», это туристические выезды на раскопки, которые пользуются большим спросом все лето. Археология — это абсолютно наука в классическом понимании науки, в классическом понимании знания.
— За этот год Вам удалось провести анализ учреждений культуры, выстроить командные отношения и определить проблемные точки?
— Да, мы начали с глубокого аналитического подхода — изучения финансовых и организационных показателей, ежедневных встреч с руководителями учреждений. По итогам сформировали бюджет и стратегию развития на 2025 год. Работа продолжается — это системный процесс.
— Какие полномочия у Министерства культуры? На что вы можете влиять?
— Мы, безусловно, влияем на деятельность учреждений в части, касающейся государственной культурной политики, на формирование и формулирование выставочной, репертуарной, концертной деятельности, и это не зависит от наших субъективных предпочтений. Есть государственные праздники, совершенно четкие даты, есть основные линии, которые задаются нам государством, и исходя из этого мы все вместе в проектном формате, а не в формате директивы, отрабатываем необходимые объемные полезные сюжеты. Если мы говорим про государственное учреждение культуры и если его деятельность финансируется государством, то государство имеет абсолютно полное право формулировать те задачи и цели, которые сегодня являются принципиально важными. Более того, есть законы и указы, которые конкретно прописывают, какие задачи у нас стоят.
Елена Михайлова, руководитель проекта "Дорогой Новосибирск", издатель; Юлия Шуклина, министр культуры НСО; Александр Назаров, главный редактор проекта "Дорогой Новосибирск"
В регионе есть дефицит современных культурных пространств, особенно на левом берегу города, где проживает большая часть аудитории, еще не охваченной учреждениями культуры.

— Насколько вы независимы от центра? Как идет взаимодействие с Министерством культуры РФ?
— Министерство культуры Российской Федерации — наш главный координатор и источник стратегических документов. Мы участвуем в федеральных проектах, таких как национальный проект «Семья», «Большие гастроли», «Мы — Россия». Благодаря этому Новосибирская область получает финансовую поддержку для реализации масштабных мероприятий и инфраструктурных проектов. Цензуры в России как правового института нет, но есть государственная культурная политика — если программа учреждения идет вразрез с установленными ценностями или законом, она не может быть реализована. У нас есть полномочия согласовывать и корректировать деятельность учреждений, но у нас получается работать в командном формате, без излишних директив.
— Новосибирск подавал заявку на звание культурной столицы России 2027 года. Какие задачи Вы ставите этим участием?
— Инициатива исходила от городской администрации, мы поддержали этот проект. Это возможность привлечь федеральное внимание к нашим достижениям, инвестировать в инфраструктуру и развивать новые направления в культуре. Мы не стремимся доказывать что-то, мы уже понимаем и знаем свою ценность. Нам есть чем гордиться. Это шанс сделать культуру Новосибирской области еще более заметной и доступной.
— Какие крупные культурные события Новосибирска и НСО Вы бы отметили за последний период?
— С точки зрения знаковых проектов 2025 года я могу выделить Оперный фестиваль, который был у нас в начале года под руководством Василисы Бержанской; «Город говорит о Победе» — масштабные мероприятия к 9 Мая, замечательные события, которые происходили у нас на всех городских площадках; Летний театральный фестиваль в театре «Красный Факел», который очень мощно встряхнул город.
Если мы говорим про Новосибирскую область и массовые мероприятия, здесь совершенно другая повестка — другие мероприятия: большие ярмарки, которые были проведены, например, День славянской письменности и культуры, День России с обширной программой для всей области. Надо сказать, в городе и области мы поддерживаем традиционные ярмарки, а также гастрономические фестивали, которые становятся точками притяжения для жителей и туристов. В Сузуне, например, была Никольская ярмарка — прекрасная, яркая, которая проходит там еще начиная с XVIII–XIX веков. Сейчас это новые форматы дней, где есть и культурные события, и коллективные выступления, и профессиональные, и любительские, связанные с особенностями той или иной области, например, «День ухи», фестивали плюшек, фестивали сыров. На сайте и в аккаунтах Министерства культуры мы публикуем такие подборки, куда рекомендуем съездить на выходные. Культурные мероприятия в малых городах области часто посещает бо́льший процент населения, чем в городе.
Еще в Новосибирской области колоссальная библиотечная сеть — одна из самых больших сетей в России, библиотеки и их гигантский ресурс сегодня абсолютно недооценены. Мы построили и обновили более 30 современных библиотек, которые стали центрами общения и досуга в малых населенных пунктах. Это колоссальная культура, это удивительное место притяжения и единения, где очень тепло и душевно, и в районах это просто фантастически работает.
— Много говорят о том, что творческая молодежь уезжает из Новосибирска. Это так?
— На самом деле большая часть творческой молодежи остается в Новосибирске благодаря сильной системе образования в сфере культуры — выпускники колледжей, консерватории, театрального училища востребованы в регионе, хотя конкуренция с крупными центрами существует. Уезжают в основном представители других секторов экономики. У нас действительно хорошее образование и множество возможностей для творческого развития. Министерство активно работает над привлечением разных аудиторий к культуре, стремится превратить посещение театров и музеев в регулярную привычку для всех поколений. Важным направлением является популяризация местных звезд и творцов через мероприятия и мастер-классы, что способствует формированию культурного имиджа Новосибирска.
— Часто слышим жалобы на нехватку залов, помещений на правом берегу города, отсутствие поддержки со стороны властей. Как Вы работаете с этим?
— Вот стоп! Вот тут мы с Вами в очень серьезный клинч сейчас войдем, потому что я убеждена, что мы стратегически уже перенасытили застройкой правый берег. Абсолютно. Построить что-то на правом берегу негде! Все поступающие запросы хотят пять минут от станции метро по красной ветке. Но мест для строительства просто нет! На правом берегу точно. Я абсолютно уверена, что наш ресурс сегодня — это левый берег. В Новосибирске есть дефицит современных культурных пространств именно на левом берегу города, где проживает большая часть населения и аудитории с потенциалом для учреждений культуры.
Несомненно, сложившийся образ культуры в обществе и бизнесе требует изменения: сейчас культура воспринимается как сложная и дорогая сфера, однако она открыта для сотрудничества и инвестиций, особенно в инфраструктуру рядом с жилыми комплексами. Культура — это система, которую нельзя строить только на поддержке власти. Мы заинтересованы в сотрудничестве с бизнесом. Объекты культуры рядом со зданиями жилых комплексов — это был бы большой плюс. Мы готовы помогать застройщикам включать объекты культуры в инфраструктуру жилых районов. Совместно с девелоперами можно продвигать проекты, которые будут выгодны и для бизнеса, и для культуры, создавая комфортную и насыщенную жизнь для горожан.
Мы должны каждый раз видеть новых людей на каждом мероприятии, а не встречать одних и тех же, плавно переходящих с одного мероприятия на другое.
— Какова сегодня роль культуры, учитывая, что в стране идет специальная военная операция?
— Мы для себя очень четко понимаем задачи, в которых мы должны стать еще сильнее. Почему мы должны их понимать сегодня? Потому что культура — это тот единственный механизм, который дает возможность государству говорить с людьми на одном языке. Сейчас идет специальная военная операция, и очень много вопросов, связанных с тем, какая должна быть культура во время СВО. Должна ли быть культура праздника в это время? Правильно ли это, когда у нас ребята воюют, а мы здесь, например, ходим в музыкальный театр на мюзикл или поем не про войну, а про какую-то другую жизнь? Правильно ли это сегодня или нет?
Сегодня, например, обсуждается вопрос, а надо ли делать большие, сложные, дорогие проекты или лучше эти деньги отдать нашим бойцам? Правильный ли это вопрос — ставить сегодня в противовес задачам мирной жизни задачи жизни военной? Мне кажется, сегодня мы в целом очень четко должны понимать, что каждое наше действие в поле культуры имеет гораздо больше, чем один смысл. Мы очень много работаем с организациями, которые связаны с вдовами, женами, семьями ребят, которые сегодня служат или погибли на специальной военной операции. Как они ходят в театры, в музеи? Это совсем другой зритель, это зритель не просто более внимательный, это зритель, для которого посещение учреждения культуры — это единственный шанс выдохнуть на два часа, совсем ненадолго отключиться от злободневности. И поэтому мы находимся в еще более ответственной позиции. Мы не имеем права не то что на ошибку, мы не имеем права ни на одну опечатку в тексте. Мы не имеем права ни на один неправильный, неряшливый взгляд со стороны артиста. Потому что мы понимаем, что мы этим людям даем еще один-два часа дальнейшего могучего подвига ожидания. Это колоссальная нагрузка. Культура — это наша общая возможность быть человеком. Поэтому в этом смысле это очень серьезная задача и очень серьезная ответственность.
— Как Вы бы описали современного культурного человека?
— Культура — это каждый из нас. Культура — это способность ясно выражать свои мысли, быть носителем ценностей, понимать и создавать смысл. Культура начинается с коммуникации. Мы все, вне зависимости от происхождения, впитали в себя паттерны культуры через окружение, СМИ, образование, и задача учреждений культуры — помочь человеку найти и развить в себе эти уже имеющиеся качества. Что касается нецензурной лексики, которая слышна повсюду, то на самом деле это две истории. Первая история социальная, вторая история возрастная. На этот счет есть большое количество исследований психологов, что есть несколько возрастов в жизни человека, когда он неистово хочет материться, и он делает это к месту и не к месту, стремясь социализировать себя таким образом, но он пройдет эту фазу взросления. Вопрос в том, чтобы человек умел говорить на другом языке. Вот что важно! Этому можно научиться, только читая. И я в этом смысле, конечно же, за печатную книгу. Но если нет возможности, прошу, читайте хотя бы электронные. Я считаю, что главное — это давать детям возможность читать, общаться, развивать речь. Литературный язык важен, и этому можно научиться только через книги.
Культурный человек — это, прежде всего, человек, способный ясно выражать свои мысли и воспринимать смысл через различные формы искусства. Воспитание культуры связано как с образованием, так и с жизненной привычкой.— Что бы Вы пожелали нашему городу и его жителям?
— Новосибирск — это город, который никогда не сомневается в себе. Я желаю ему сохранять уверенность в своих силах и возможностях. Каждый завтрашний день мы сегодня делаем своими поступками. В нашем городе столько прекрасного, я им восхищаюсь. Этот город достоин многого — здесь живут самые умные, честные и гостеприимные люди. Да, сибиряки — это самые-самые теплые люди в стране. Я всегда говорила: Новосибирск — это по-настоящему. Помните, что мы все вместе создаем будущее. Пусть Новосибирск всегда верит в себя и развивается! И еще надо помогать друг другу, потому что ты человек. Поэтому в Новосибирске живут самые настоящие.
Елена Михайлова
Специально для проекта "Дорогой Новосибирск"

Дорогой Новосибирск — медийный проект, сочетающий глянцевый журнал и видеоконтент об элитной недвижимости, культуре, архитектуре и людях, которые формируют лицо города.
Его миссия — показать Новосибирск с лучшей стороны, рассказать о достижениях, бизнесе и инфраструктуре, которые делают его привлекательным для жизни и инвестиций.
Проект является навигатором по знаковым объектам, выдающимся новосибирцам и лучшим сервисам мегаполиса.

Руководитель проекта, издатель журнала: Елена Михайлова
Главный редактор проекта: Александр Назаров +7913 912 4636
Электронные версии глянцевого журнала Дорогой Новосибирск
Сайт проекта Дорогой Новосибирск
Сайт о коммерческой недвижимости
Видеоканал RUTUBE
Видеоканал Youtube
Канал Telegram
Яндекс Дзен
Vk Видео