В рамках проекта «Место с историей» продолжаем рассказ о том, чем была Средняя Ельцовка — городская локация, где сегодня располагается редакция «Делового квартала».Часть первая: «Земли маркиза Карабаса»Часть вторая: «Веревочная слобода»Место с историейСо строительством Красного проспекта тесно связана и история новосибирского трамвая. Сам проспект был тупиковым. Еще с начала 1940-х годов трамвай ходил через узенький прокол под железной дорогой на улице Ленской и связывал вокзал с Заельцовкой. За нынешним цирком он сворачивал с улицы Гоголя налево, проходил через главную аллею нынешнего Нарымского сквера, потом, прижав дугу, подныривал в однопутный путепровод (бывший овраг) под Транссибом, потом, мимо Кольцевого Лога, — направо, на Линейную, налево — на Красный проспект и далее — до площади им. Калинина и ДК Кирова. Маршруты № 6 и 7. До середины 1950-х никакого асфальта и мощения по проспекту не было. Был овраг, дорожные колеи, которые размывало во время дождей. А однопутную трамвайную линию проложили по верхней кромке оврага, на месте домов № 81-87.
В 1953 г. по Красному проспекту построили широкий путепровод под железной дорогой, так привычный нам сегодня. Его запланировали еще до войны, но не успели. И вот наконец-то тупик был пробит, и по центральной оси города началось сквозное автомобильное и автобусное движение. Трамвай тоже перенесли вниз, где он и ходил до демонтажа путей в 1977 г. Позднее трамвайные пути и временный трамвайный парк убрали и с нижнего участка улицы Дуси Ковальчук.
Территория вокруг площади им. Калинина — это памятное историческое место Новосибирска. Немного дальше на север еще до революции существовало пехотное стрельбище, окопы сохранились и в Заельцовском бору, а в районе нынешнего ДК «Прогресс» базировались кавалерийские подразделения Красной армии и погранслужбы. А в годы Великой Отечественной войны здесь было размещено несколько крупных предприятий, эвакуированных с западных регионов: электровакуумный завод «Светлана» из Ленинграда (НЭВЗ), завод точной механики №69 из Красногорска (приборостроительный), НИИ №617 с опытным заводом (НПО «Восток»). Армейский район превратился в оборонный.
Размещать привезенное оборудование заводов на новом месте помогали все жители Ельцовки. Прибывающие эшелоны приходили на Сухарку, а оттуда вагоны паровозами прямо по трамвайному пути улицы Дуси Ковальчук подвозили к будущей площади им. Калинина. А бывало, что вагоны приходилось тащить по рельсам и вручную — волоком, на пеньковых канатах. Станки санями перетаскивали к месту установки. Они монтировались на основание, подключались и начинали работу прямо на незавершенном производстве. Стены цехов и крыша возводились уже позже, вокруг.